среда, 18 ноября 2020 г.

 

В помощь родителям

                                                     Звуки [и] - [ы]

 

Задание 1. Объяснить ребёнку, что звуки [и] и [ы] – оба гласные, обозначаются красной фишкой; отличаются произношением ([и] - язык у нижних зубов, губы «улыбаются», [ы] - язык оттягивается от зубов);  звук [ы] обозначается буквой ы, звук [и] обозначается буквой И и.

 

Задание 2.  Дифференциация звуков [и] - [ы].

Дидактическое упражнение «Хлопни - топни» (хлопни в ладошки, если услышишь звук [и], топни, если услышишь [ы]): и, ы, и, ы, ы...; им, ым, ды, ди...; мышка, мишка, Дима, дыня...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: мы-ми, ды-...; им-ым...

Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твердости - мягкости согласного звука, который стоит перед звуками [и] - [ы]; объясняет ребенку правило: звук [и] придает мягкость предыдущему согласному; просит составить с этими словами предложения: быть - бить; выть -…; забыть -…; мыла - Мила.

Дидактическое упражнение «Назови лишнее слово». Взрослый произносит ряд слов, ребенок слушает внимательно и называет лишнее слово в ряду: дыня, рис, Рита, кит; дым, сыр, пыль, липа.

 

Задание 3.  Упражнения в словообразовании.

Дидактическое упражнение «Один - много»: сапог - сапоги, топор - топоры, кулак - ..., стол - ...

Определить последний звук в образованных  словах.

Дидактическое упражнение  «Большие - маленькие»: сады - садики, зонты - ..., мосты - ..., коты - ..., банты - ..., носы - ..., кусты - ..., кроты - ..., усы - ...

Назвать последние звуки в каждой паре слов.

 

Задание 4.  Прочитать ребенку стихотворение, предложить сравнить слова «мышка - мишка» на слух.

В маленькую книжку

Не поместим мишку.

Мы заменим И на Ы -

Нарисуем мышку.               Е. Григорьева

Задание 5.  Дифференциация букв  И - Ы. Повторение шуточных стихов про буквы:

--- Молоток я раздобыл,                                                                         

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!

А какая буква? – И.

--- А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.      А.Шибаев

 

Игра с буквами. Взрослый называет слова, а ребенок поднимает или пишет букву И или Ы из этого слова: Дима, дым; мишка, мышка; Мила, мыло.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий