Консультация для родителей "Особенности развития речи детей 5-6 лет"
Консультация для родителей
Артикуляционный
аппарат
Основными
органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя),
твердое и мягкое нёбо с маленьким язычком, альвеолы (бугорки за верхними
зубами). Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются
подвижными, остальные — неподвижными.
Главным
органом артикуляции является язык.
Язык — массивный
мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость.
Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик,
передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложно
переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают
возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения
языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании
всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).
Важная роль в образовании звуков речи
принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и
мягкому нёбу, альвеолам.
Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или
смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам,
зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость
и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. Надставная труба — это все то, что расположено выше гортани: глотка,
ротовая полость и носовая полость.
Надставная
труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового
вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые
складки, которые
находятся в гортани).
Шумовым
вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и
твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также
прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.
При
помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном
включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и
сонорные согласные.
Ротовая
полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка.
Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только
в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов. При
произнесении остальных звуков нёбная
занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в
полость носа.
Консультация
для родителей
Что такое фонематический слух и как его
развивать?
Фонематический слух - это способность человека слышать и различать отдельные
фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей
сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе
слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и
правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей —
залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным
языкам.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это
делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют
комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и
активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления,
моторики).
Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка
прислушиваться к звукам речи.
1. Игра «Ловишки»
Инструкция:
Если услышишь звук [к] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [к]ран, мор[к]овь,
шалаш, ботино[к]. . .
2. Игра «Придумай слова на заданный звук»
Для
начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка,
иголка и т.п. Затем согласные.
3. Игра «Определи место звука в слове»
Инструкция:
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [к] в словах:
крот, морковь, кулак, носок. . .
4. Повторение цепочек слогов
Инструкция:
повтори точно, как я. Сначала давайте два слога, по мере усвоения слоговые
цепочки удлиняются. Задания разные: слоги задаются с разной силой голоса,
интонацией (ма - МА; МА - ма); слоги задаются с любыми оппозиционными
звуками: глухие-звонкие (па - ба, ба - па; па - ба - па, па - па - ба и т.п.)),
твердые-мягкие (ка - кя, кя - ка); свистящие-шипящие (са - ша, ша - са).
Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках.
5. Игра «Кто
внимательнее»
Инструкция:
- Отхлопай слоги со звуком [б] в ладоши, а со звуком [п] по коленкам
(ба-пу-бо-по). Так же со слогами с другими звуками, например.
-
Инструкция: Назови слово со звуком [б]: утка – бант – кит; [п]: банка – палка –
белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
6. Игра «Угадай слово»
Инструкция:
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово
целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то
можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т;
к-а-ш-а, м-а-м-а; п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а и т.п.
7.
Игра «По порядку»
Произнести
по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
8.
Игра «Четвертый лишний»
Для
игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых
содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их
перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор
может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; дорога, доска,
дуб, туфли. Взрослый может голосом выделять определяемый звук.
9. Игра «Цепочки слов»
Эта
игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний
звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое
слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.
10.
Игра «Не ошибись»
Взрослый
показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон».
Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а
ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон
- вакон - фагон – вагом» («Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака»). Игра
очень нравится детям и проходит весело. Необходимо подчеркнуть, что начинать
надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
11.
Игра «Будь внимателен»
Взрослый
раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже,
например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа,
лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки
и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей
инструкции).
12.
Игра «Подбери по звучанию»
Взрослый
выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка.
Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название
которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды
картинок: ком, дом, сом; бак, рак, мак; сук, лук, жук; ветка, клетка, пятка;
каток, платок, листок; горка, корка, норка.
13. Игра «Магазин»
Взрослый
предлагает «пойти в магазин» и купить предметы, в названии которых есть
заданный звук. Например: Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых
есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются картинки: яблоки, апельсины,
груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии
которых есть звук [л’].
Комментариев нет:
Отправить комментарий