Родителям

                                     
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей 5-6 лет"
Консультация для родителей
Артикуляционный аппарат

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо с маленьким язычком, альвеолы (бугорки за верхними зубами). Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными.
Главным органом артикуляции является язык. Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).
 Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. Надставная труба — это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.
При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.
Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Консультация для родителей 

 Что такое фонематический слух и как его развивать? 

 

           Фонематический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. 
        Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. 
         Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). 
         Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. 

1. Игра «Ловишки»

Инструкция: Если услышишь звук [к] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [к]ран, мор[к]овь, шалаш, ботино[к]. . . 

2. Игра «Придумай слова на заданный звук»

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные.

          3. Игра «Определи место звука в слове»

Инструкция: Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [к] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . . 

4. Повторение цепочек слогов

Инструкция: повтори точно, как я. Сначала давайте два слога, по мере усвоения слоговые цепочки удлиняются. Задания разные: слоги задаются с разной силой голоса, интонацией (ма - МА; МА - ма);  слоги задаются с любыми оппозиционными звуками: глухие-звонкие (па - ба, ба - па; па - ба - па, па - па - ба и т.п.)), твердые-мягкие (ка - кя, кя - ка); свистящие-шипящие (са - ша, ша - са). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. 

            5. Игра «Кто внимательнее»

Инструкция: - Отхлопай слоги со звуком [б] в ладоши, а со звуком [п] по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со слогами с другими звуками, например.
- Инструкция: Назови слово со звуком [б]: утка – бант – кит; [п]: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

6. Игра «Угадай слово»

Инструкция: Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т; к-а-ш-а, м-а-м-а; п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а и т.п. 

7. Игра «По порядку»

Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

8. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; дорога, доска, дуб, туфли. Взрослый может голосом выделять определяемый звук.

 9. Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

10. Игра «Не ошибись»

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом» («Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака»). Игра очень нравится детям и проходит весело. Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

11. Игра «Будь внимателен»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

12. Игра «Подбери по звучанию»

Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком, дом, сом; бак, рак, мак; сук, лук, жук; ветка, клетка, пятка; каток, платок, листок; горка, корка, норка.

 13. Игра «Магазин»

Взрослый предлагает «пойти в магазин» и купить предметы, в названии которых есть заданный звук. Например: Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий