четверг, 15 мая 2025 г.

 

Семья и семейные традиции

Рассмотреть с детьми принесенные из дома фотографии своих семей. Перечислить всех членов семьи. Выяснить кто в семье самый младший, а кто самый старший. Познакомить с тем, что семья -  это любовь и верность, уважение и забота. От каждого члена семьи зависит, насколько радостно и уютно в ней. Чувствуя поддержку своих родных, мы растем и развиваемся. Близкие верят в нас, что придает нам силу.

Предложить детям назвать свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес. Выучить имя и отчество родителей, профессию, и место их работы.

1. Мимические упражнения

- Выразить мимикой эмоциональное состояние. Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную), строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
- Изобразить состояние тоски и одиночества ребенка оставшегося дома.
- Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.

2. Артикуляционные упражнения.

- для губ и щек:
 «Окошко» - открывать и закрывать рот под счет до 6. Посмотрела сестра в окно - холодно на улице. «Толстячки» - надуваем щеки, затем открываем рот -  под счет до 6. Открыла дверь, холодный ветер залетел в дом. 
«Дедушка приехал, дедушка уехал» («дедушка приехал» - «улыбка», «дедушка уехал» - уголки губ тянем вниз - под счет до 6.
- для языка:
«Дразнилка» - шлепать губами по языку, произнося «пя-пя-пя» под счет до 10 сек. Катя и ее брат Коля всегда дразнят друг друга.  
«Пылесос» - рот приоткрыт, широким языком водим по небу вперед-назад под счет до 6. Тетя и дядя решили навести чистоту перед приездом гостей
- для жевательно - артикуляционных мышц:

«Малыш сосет соску». Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.

 «Жуем орехи». Имитация жевания.

3. Упражнение на дыхание.

«Водичка, водичка, умой мое личико». Вдох через нос, на выдохе произносить звук «с». Повторить 3-4 раза.
«Пилим дрова». Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дуем на горячий чай». Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох через нос), подуть на горячий чай (выдох).

4. Пальчиковые гимнастики: «Семья», «Моя семья»

 «Семья»

Этот пальчик большой - это папа дорогой.

(Загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка - милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш. (Ритмично сжимать ладони в кулачки - 4 раза)

«Моя семья»

Знаю я, что у меня дома дружная семья (Ритмично сжимать ладони в кулачки)

Это – мама, это – я, это – бабушка моя, это – папа, это – дед.

(Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

И у нас разлада нет (Хлопать в ладоши)

5. Фонетико-фонематические процессы. Разделить слова на слоги хлопками: ма-ма, па-па,  сын, доч-ка, внуч-ка, внук, сест-ра, брат, цве-ты, тор-тик, кон-фе-ты, по-дар-ки, сюр-приз, по-мощ-ни-ца, ру-ки, паль-чи-ки, у-лыб-ка, лю-бить, рос-тить, по-мо-гать, об-ни-мать и т.д.

Прохлопываем слова, считаем количество хлопков и выкладываем такое же количество семян (камешки) на столе (отработать с каждым ребенком по 6-8 слов).

6. Лексико-грамматические категории.

- Игра «Назови ласково».  Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: папа – папочка.  Мама - …, баба - …, дед - …, сестра - …, брат - …, сын - …, дочь - …  и т.д.
- Игра с картинками «Один – много». Упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже. Например: мама – мамы. Папа -…, бабушка - …, дедушка - …, сестра - … брат – …, сын - …, дочь - …, глаз - …, губа - …, ухо - …, нос - …, палец …,  повар - …, продавец - …, врач - …, кондитер - …., воспитатель - …, учитель - …, строитель - … и т.д.
- Игра «Какой? Какая? Какое?» - Упражнять детей в согласовании имени существительного с прилагательным. Подбирать к каждому существительному по 3-4 прилагательных.  
Мама (какая?) - …, бабушка (какая?) - ..., дедушка (какой?) - ..., папа (какой?) - … и т.д.
- Игра «Кто где работает?». Воспитатель называет женскую профессию, а дети говорят, где она работает.
Например: Учительница работает где?… Учительница работает в школе.
Повариха работает где?… Певица работает где? …  Птичница работает где?… Врач работает где?…Воспитатель работает где?… Швея работает где?… Продавец работает где?… Кондитер работает где?… Массажист работает где?… Кассир работает где? … И т.д.

 7. Связная речь.

Выучить с детьми стихотворение Ю. Жукова «Про нас».

Мама вкусно приготовит, уберется, постирает.

Ну, а если я балуюсь, иногда и поругает.
Папа все починит в доме, все исправит, все наладит,
Ну, а если он свободен, на машине покатает.
Бабушка мне все прощает, водит в цирк, в кино, в театры
Мне игрушки и конфеты очень часто покупает.
Хорошо, что у меня очень дружная семья.

- Упражнение «Слушай, выполняй и проговаривай». Упражнять в умении выполнять действия с предметами и составлять простые предложения с использованием простых предлогов (на, по, с, в, из).Добиваться полных ответов от детей.
Положи дедушкину ложку в стакан. (Где дедушкина ложка?) … Дедушкина ложка в стакане.
Поставь мамины цветы в вазу. (Где мамины цветы?) …
Поставь бабушкин торт на стол. (Где бабушкин торт?) …
Достань тётино варенье из холодильника (Откуда тётино варенье?) …
Подай папину шляпу с полки. (Откуда папина шляпа?) … и т.д.

 

8. Игра «Собери картинку». Учить правильно собирать изображение из 4-5 отдельных частей. Соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания. Развивать внимательность, логическое мышление, усидчивость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий