Логопед спешит на помощь!
Консультация для родителей
Интересные
игры для обогащения словарного запаса ребенка (I)
Одним из ключевых показателей развития речи у детей
дошкольного возраста является словарный запас. Часто педагоги говорят о том,
что «пассивный словарь больше активного», т.е. ребенок знает и понимает
значение гораздо большего числа слов, чем использует в речи постоянно.
Как же этот пассивный запас ввести в активную
речь?
Главную роль играет, конечно, чтение. В процессе чтения
ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно
использовать. Нужно стараться не только читать, но и обсуждать с ребенком
прочитанное. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими
словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия,
придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка
дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок
и историй, играйте в словесные игры, развивая речь и фантазию.
"Назови четвертое слово"
Игра развивает логическое мышление. Ребенку нужно подобрать ассоциацию
к слову. Можно и нужно на первых порах использовать картинки-ответы.
Отвертка - шуруп, молоток - ? (гвоздь)
Топор - дрова, лопата - ? (земля или яма)
Болт- гайка, иголка - ? (нитка)
Дом - кирпичи, платье - ? (ткань)
Человек - топор, дятел - ? (клюв)
Ножницы - бумага, пила -? (дерево)
Копать
- лопата, сгребать - ? (грабли)
"Найди точное слово"
Игра учит детей подбирать антонимы, понимать
переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний
меняют свое значение.
1. Закончи
фразу:
- Подушка
мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
- Ручей
мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
- Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).
- Этот дом старый, а этот... (новый).
Дедушка - старый человек, а папа -... (молодой).
- После дождя земля сырая, а в солнечную
погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
- Купили свежий хлеб, а на другой день он
стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас
воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
2. Объясни, как ты понимаешь эти
выражения: жёсткая посадка, твёрдый характер, солёные слезы, золотые руки, чёрствый человек и т.п.
"Какой,
какое?"
Ребенку нужно составить словосочетание.
Сад и яблоко – яблоневый сад
Сад и груша - …
Груша и варенье -…
Персик и сок - …
Гранат и сок - …
Яблоко и пирог - …
Яблоко и пюре - …
Ананас и желе - …
Комментариев нет:
Отправить комментарий