Логопед
спешит на помощь!
Консультация для родителей
Речевые
игры для детей 6-7 лет (II)
Игры на развитие навыков
звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха
Игра «У кого больше слов?»
Задача: научить детей
находить на картинке или придумывать слова с заданным звуком.
1 вариант. Взрослый показывает сюжетную картину (например, «Лес») и
предлагает ребенку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком. За
каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
2 вариант. Взрослый называет детям звук и показывает картинки со
словами, в которых есть этот звук. Затем картинки убираются, а дети должны
назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребенок тоже получает
фишку.
3 вариант. Взрослый называет детям звук, дети самостоятельно подбирают
слова с ним.
Игра «Что получилось?»
Задача: упражнять детей в
повторении и запоминании целых слов.
1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает
называть слова, в которых опускает первый звук. Ребенок должен найти это слово
по картинкам и назвать его. Например, (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье,
(в)агон и т. д.
2 вариант. Взрослый подбирает слова так, чтобы все они начинались с
одинакового звука. Он дает ребенку задание произносить каждый раз какой-то
определенный звук, а сам после этого договаривает слово целиком. Затем ребенок
должен снова полностью повторить слово. Например, на звук [к] - (к)от, (к)люч,
(к)раска, (к)апуста.
Игра «Выбери звук»
Задача: развить умение
добавлять недостающий заданный звук в конец слова.
Взрослый предлагает ребенку закончить слово звуком, выбрав
подходящий из двух или трех предложенных.
Например, нужно закончить слово звуками [п] - [т] - [к]: като(к),
тулу(п), биле(т), кусо(к), компо(т), Укро(п), вени(к), ма(к), ко(т), су(п),
сто(п), замо(к) и т. д. Или звуками [ч] - [щ]: вра(ч), товари(щ), гра(ч),
ово(щ), бога(ч), мя(ч), пла(щ), ле(щ) и т. д. Или звуками [ц] - [ч]: огуре(ц),
клю(ч), зая(ц), во(ч)ь, обру(ч), колоде(ц), кала(ч) и т. д.
Игра «Замени звук»
Задача: научить детей мысленно
заменять звуки в слове на заданные, называть получившиеся таким образом новые
слова.
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний
звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их
помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух
получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка -
чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
Игра «Договори слово»
Задача: упражнять детей в
добавлении к слову заданного звука или слога.
1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и
произносит первый слог слова, а ребенок должен найти подходящую картинку и
договорить недостающий слог в этом слове. Например, вил(ка), ар(буз), зме(я),
ли(са) и т. д.
2 вариант. Ребенок произносит начальный слог, заранее условленный,
а затем взрослый договаривает оставшиеся 1-2 слога, и они вместе повторяют
получившееся слово целиком. Например, ка(ша), ка(рета), ка(мыш), ка(мень), ка(бан),
ка(чели).
3 вариант. Теперь взрослый произносит начало слова, а ребенок
договаривает недостающий заранее условленный последний слог и повторяет слово
целиком. Можно подобрать слова с определенным звуком, чтобы закрепить у ребенка
правильное произношение звука.
Например, лав(ка), ре(ка), шиш(ка), лошад(ка); иг(ра), но(ра),
у(ра), кону(ра), жа(ра), детво(ра); шко(ла), ска(ла), зерка(ла), пасти(ла) и т.
д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий