вторник, 8 октября 2024 г.

 

Консультация для родителей   

«Развитие навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста» 

В старшей и подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков родного языка и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения (разноцветные фишки, домики для звуков).

Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие - согласные. 

Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос (глас – голос). При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно петь и тянуть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки - звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Согласные звуки бывают твердыми - [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] и мягкими - [бь], [вь], [гь], [дь], [зь], [й], [кь], [ль], [мь], [нь], [пь], [рь], [сь], [ть], [фь], [хь], [ч], [щ]. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Схемы слов ребенок может составлять не только из разноцветных фишек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мелкой моторики пальцев. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее жетонами. Использование разноцветных жетонов развивает и укрепляет память, тренирует мышцы пальцев.

Давайте попробуем произвести звуковой анализ слова МАК:

           М-м-мак - произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Звук [м]. Он гласный или согласный? Согласный. Он твердый или мягкий? Твердый. Возьмем синюю фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук.

           Мааак - повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м]? Звук [а].  Какой это звук? Гласный. Берем красную фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем ее после синей.

      Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]). Какой последний звук в этом слове? Звук [к]. Он гласный или согласный? Согласный. Он твердый или мягкий? Твердый. Берем синюю фишку, обозначающую твердый согласный звук, кладем ее после красной.

           Назовите все звуки в слове мак по порядку.

           Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?

           Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?

           Назовите гласный звук в слове.

           Назовите согласные звуки в слове.

           Сколько всего звуков в слове мак?


При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.


Комментариев нет:

Отправить комментарий