Консультация
для родителей
«Развитие
навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста»
В старшей и подготовительной
группе ребята знакомятся с характеристикой звуков родного языка и учатся делать
звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения (разноцветные
фишки, домики для звуков).
Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие - согласные.
Согласные звуки - звуки речи, состоящие из
голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя
воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Согласные звуки
бывают твердыми - [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с],
[т], [ф], [х], [ц], [ш] и мягкими - [бь], [вь],
[гь], [дь], [зь], [й], [кь], [ль], [мь], [нь], [пь], [рь], [сь], [ть], [фь], [хь],
[ч], [щ]. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.
Схемы слов ребенок может
составлять не только из разноцветных фишек, но и при помощи мелких пуговиц,
прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что
способствует развитию мелкой моторики пальцев. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее
жетонами. Использование разноцветных жетонов развивает и укрепляет память,
тренирует мышцы пальцев.
Давайте попробуем
произвести звуковой анализ слова МАК:
•
М-м-мак - произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Звук [м]. Он гласный или
согласный? Согласный. Он твердый или мягкий? Твердый. Возьмем синюю фишку, которая
обозначает твёрдый согласный звук.
•
Мааак - повторите, как я.
Какой звук мы слышим после [м]? Звук [а]. Какой это звук? Гласный. Берем красную фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем ее
после синей.
• Маккк (подчеркнуто
артикулируется звук [к]). Какой последний звук в этом слове? Звук [к]. Он гласный или согласный? Согласный. Он твердый
или мягкий? Твердый. Берем синюю фишку, обозначающую твердый
согласный звук, кладем ее после красной.
•
Назовите все звуки в
слове мак по порядку.
•
Где находится звук [а]: в
начале, в конце или в середине слова?
•
Какой первый звук в
слове мак? А какой
в этом слове последний звук?
•
Назовите гласный звук в слове.
•
Назовите согласные звуки в
слове.
•
Сколько всего звуков в
слове мак?
При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий