Консультация
для родителей
Знакомство со звуками
Знакомство со звуками в детском саду начинается с гласных звуков.
Ребёнок должен чётко знать артикуляцию звуков и их характеристику. Например,
знакомясь со звуком [а], ребёнок должен знать, что этот звук:
- речевой (его произносит человек);
- речевой (его произносит человек);
- гласный (прикладывая ладонь
к горлышку во время произнесения звука, ребёнок слышит, что горлышко гудит.
«Это голосок в горлышке звенит, поэтому оно и гудит», - объясняем мы
дошкольнику. Гласный звук легко петь и тянуть, воздух проходит через рот
беспрепятственно).
Условно гласные звуки обозначаем красными фишками (квадратиками). Гласных звуков в русском языке 6:
[ А, О, У, Э, Ы, И ].
Ребёнок должен знать
правила:
1. Звуки мы слышим и произносим (не видим).
1. Звуки мы слышим и произносим (не видим).
2. Слышишь гласный (звук) – бери квадрат красный.
Чтобы проверить, слышит Ваш ребёнок звук изолированно (отдельно) в
слоге, в слове, поиграйте с ним.
Игра «Поймай звук»
Ход игры: Ребёнок поднимает
согнутые руки вверх, опираясь локтями о стол, кисти рук подняты. Взрослый
называет любые звуки русского
алфавита, ребёнок должен поймать нужный звук (звук [а], например), согнув
ладони в кулачки. Затем звук «выпускается», ладони кверху, игра продолжается.
Постепенно игра усложняется, взрослый называет уже разные слоги, ребёнок должен услышать слог с определённым звуком и зажать
его в кулачках, а затем называются целые слова.
Игра «Положи в ладошку»
Ход игры: Взрослый произносит
любые звуки, ребёнок сгибает пальчики в ладошку только когда слышит нужный звук
(звук заранее оговаривается). Ребёнок как бы «кладёт» в ладошку нужные звуки, а
количество согнутых пальчиков соответствует количеству звуков, которые
«положил» в ладошку. Усложняя игру, взрослый называет уже разные слоги, слова,
ребёнок должен услышать звук уже в слоге, а потом и в слове.
Игра «Сигнальщики»
Ход игры: Ребёнок берёт в
руки квадрат красного цвета и поднимает его, «сигналит», когда услышит заданный
гласный звук, который взрослый называет изолированно, в слоге, в слове.
Игра «Кто больше?»
Ход игры: Взрослый произносит
звук. Ребёнок подбирает слова, начинающиеся на данный звук.
Игра «Мяч лови, первый (последний) звук произнеси»
Ход игры: Взрослый бросает
ребёнку мяч и произносит слово, которое начинается на любой гласный звук.
Например: АИСТ, ОСЫ, УТКА, ЭХО, ИНЕЙ, лучше - с ударением на первый гласный
звук, тогда ребенку будет легче его определить. Ребёнок возвращает мяч, чётко
произнося первый звук в слове. (При затруднении попросите ребёнка несколько раз
повторить слово и, подражая взрослому, выделить начальный звук). Намного
труднее ребёнку выделить, услышать и произнести последний звук в слове.
Игра «Мяч лови - в середине слова звук произнеси»
Ход игры: Игра похожа на
предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: ЗАЛ, ЖУК, ДОМ, СЭР, СЫР, МИР
и т. д. Взрослый называет слова только с одним слогом, в которых звук и буква
совпадают (нельзя использовать в игре такие слова, как: ЛЁД, ЛЮК, МЯЧ).
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те
же: звук должен звучать ясно, не оглушаться, не озвончаться и не пропадать,
когда его произносят. Слова могут быть такими: МАК, СТУЛ, МАЛЫШ, КРОТ, ТАНК,
ВОЛК, ДОМ, ГОЛ и т. д.
Игра «Нужное слово»
Ход игры: По заданию
взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце
слова.
Игра «Зоркий глаз»
Ход игры: Детям предлагается
найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук,
определить его место в слове.
Игра «Чудесный художник»
Ход игры: Нарисовать картинки
на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками начертить
схему слова в виде полоски из 3-х квадратов и указать место изучаемого звука.
Игра «Запоминайка»
Ход игры: Взрослый
проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит
из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и
т. д., например: сад - сани, сок - шок, сумка – суп - сапоги, шапка – сын - шуба).
Комментариев нет:
Отправить комментарий