вторник, 8 октября 2024 г.

 

Консультация для родителей  

Знакомство со звуками

Знакомство со звуками в детском саду начинается с гласных звуков. Ребёнок должен чётко знать артикуляцию звуков и их характеристику. Например, знакомясь со звуком [а], ребёнок должен знать, что этот звук:
           - речевой (его произносит человек);
- гласный (прикладывая ладонь к горлышку во время произнесения звука, ребёнок слышит, что горлышко гудит. «Это голосок в горлышке звенит, поэтому оно и гудит», - объясняем мы дошкольнику. Гласный звук легко петь и тянуть, воздух проходит через рот беспрепятственно).
Условно гласные звуки обозначаем красными фишками (квадратиками). Гласных звуков в русском языке 6: [ А, О, У, Э, Ы, И ].
Ребёнок должен знать правила:
           1. Звуки мы слышим и произносим (не видим).
2. Слышишь гласный (звук) – бери квадрат красный.

Чтобы проверить, слышит Ваш ребёнок звук изолированно (отдельно) в слоге, в слове, поиграйте с ним.

Игра «Поймай звук»

Ход игры: Ребёнок поднимает согнутые руки вверх, опираясь локтями о стол, кисти рук подняты. Взрослый называет любые звуки русского алфавита, ребёнок должен поймать нужный звук (звук [а], например), согнув ладони в кулачки. Затем звук «выпускается», ладони кверху, игра продолжается. Постепенно игра усложняется, взрослый называет уже разные слоги, ребёнок должен услышать слог с определённым звуком и зажать его в кулачках, а затем называются целые слова.

Игра «Положи в ладошку»

Ход игры: Взрослый произносит любые звуки, ребёнок сгибает пальчики в ладошку только когда слышит нужный звук (звук заранее оговаривается). Ребёнок как бы «кладёт» в ладошку нужные звуки, а количество согнутых пальчиков соответствует количеству звуков, которые «положил» в ладошку. Усложняя игру, взрослый называет уже разные слоги, слова, ребёнок должен услышать звук уже в слоге, а потом и в слове.

Игра «Сигнальщики»

Ход игры: Ребёнок берёт в руки квадрат красного цвета и поднимает его, «сигналит», когда услышит заданный гласный звук, который взрослый называет изолированно, в слоге, в слове.

Игра «Кто больше?»

Ход игры: Взрослый произносит звук. Ребёнок подбирает слова, начинающиеся на данный звук.

Игра «Мяч лови, первый (последний) звук произнеси»

Ход игры: Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: АИСТ, ОСЫ, УТКА, ЭХО, ИНЕЙ, лучше - с ударением на первый гласный звук, тогда ребенку будет легче его определить. Ребёнок возвращает мяч, чётко произнося первый звук в слове. (При затруднении попросите ребёнка несколько раз повторить слово и, подражая взрослому, выделить начальный звук). Намного труднее ребёнку выделить, услышать и произнести последний звук в слове.

Игра «Мяч лови - в середине слова звук произнеси»

Ход игры: Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: ЗАЛ, ЖУК, ДОМ, СЭР, СЫР, МИР и т. д. Взрослый называет слова только с одним слогом, в которых звук и буква совпадают (нельзя использовать в игре такие слова, как: ЛЁД, ЛЮК, МЯЧ). Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться, не озвончаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: МАК, СТУЛ, МАЛЫШ, КРОТ, ТАНК, ВОЛК, ДОМ, ГОЛ и т. д.

Игра «Нужное слово»

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Игра «Зоркий глаз»

Ход игры: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

Игра «Чудесный художник»

Ход игры: Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками начертить схему слова в виде полоски из 3-х квадратов и указать место изучаемого звука.

Игра «Запоминайка»

Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например: сад - сани, сок - шок, сумка – суп - сапоги, шапка – сын -  шуба).

Комментариев нет:

Отправить комментарий