четверг, 22 сентября 2022 г.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой. Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи.

К пяти годам дети уже способны анализировать то, что слышат. Они могут определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки. В это время необходимо развивать навыки фонематического анализа и синтеза, т.е. учить ребёнка «разбирать» слово на звуки, и «собирать» (синтезировать) слово из заданных звуков.

Предлагаю некоторые упражнения, которые помогут ребёнку «слышать» слово:

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. Например: Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. Например: Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. Например: Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-Грот-ротА; пар-парК, Оля-Коля, Толя, Поля.

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. Например: Дом - сом, лом, ком, Том, лом.

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов. Например: ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

8. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки. Например: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово. Например: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

10. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например:  доМ – МаК – КоТ – ТопоР - РукА…

11. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий