Консультация для родителей
Нейропсихологическая коррекция
В настоящее время все чаще можно услышать о том, что дети
имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или,
наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и
т.д.). Неуклонно растёт количество детей, которые испытывают трудности в
управлении своим телом, в обучении, в общении.
В чём причина? Чаще всего эти
проблемы связаны с недоразвитием основных психических функций (внимания,
восприятия, самоконтроля и т.д.), вследствие недоформирования отделов головного
мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть
абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё формируется
и развивается, не справляется с
предъявляемой нагрузкой.
Первые 7 лет
жизни ребёнка называют периодом сенсомоторного развития. С момента рождения и
до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус). Природой придумано, что для развития ребёнок должен
много двигаться и осваивать новые физические навыки. Единственный способ
познания окружающего мира для малыша - это перемещение своего тела в
пространстве.
Доказано,
что основа двигательных автоматизмов ребёнка - это правильное ползание. Не спешите учить
ребёнка ходить! Он еще не освоил двухмерное пространство, не учится фиксировать
взгляд, двигаться к цели, согласовывать свои движения, не умеет координировать
правую и левую половину тела. Каждое новое движение, которое с возрастом
усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные
связи. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект -
это и есть нейронные связи.
Скорректировать психофизиологические нарушения помогают специальные
комплексы упражнений - нейропсихологическая гимнастика. С её помощью
можно развивать у детей способность к произвольному планированию
своих действий, их регулировку и контроль. Они позволяют повысить концентрацию
внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими
процессами. Приведём некоторые примеры:
Игра для снятия мышечного и эмоционального
напряжения (релаксации)
«Солдат и
тряпичная кукла»
Как только вы скажете слово «солдат» ребенок вытягивается в струнку и замирает.
После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду
- «тряпичная кукла». Выполняя ее, ребёнок должен максимально расслабиться,
слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из
ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое.
Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д. Заканчивается игра на стадии
расслабления.
Игры для развития внимания
«Пожалуйста» Ребёнок выполняет действия, только тогда, когда
услышит это «волшебное слово». Например, «Подними, пожалуйста,
руки вверх!» - ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите «Хлопни три
раза в ладоши!», то ребенок не должен выполнять это действие.
«Язык на звук» - включение слухового
внимания. Ребёнок лежит на спине. Инструкция: «Ты закроешь
глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет
показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой)»
Игры для развития двигательных навыков
«Качалка на спине» (в онтогенезе – научение держать голову)
ИП: сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к
животу, перекаты на «круглой» спине. При выполнении
упражнения голова не должна касаться пола (сначала
под голову подводится рука взрослого), подбородок должен быть
прижат к груди (во время обучения им можно
держать игрушку). Упражнение выполняется 5 – 10 раз.
«Качалка на животе» – выстраивание вертикали
ИП: лежа на животе. Руки захватывают голеностоп. Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие. Упражнение выполняется 5 – 10 раз.
Игра, развивающая навыки волевой регуляции
(управления)
«Молчу – шепчу – кричу»
Когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и
передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время
сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки
вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать. Эту игру лучше
заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при
переходе к другим занятиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий