среда, 15 июня 2022 г.

 Консультация для родителей

Нейропсихологическая коррекция

 
В настоящее время все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т.д.). Неуклонно растёт количество детей, которые испытывают трудности в управлении своим телом, в обучении, в общении. В чём причина? Чаще всего эти проблемы связаны с недоразвитием основных психических функций (внимания, восприятия, самоконтроля и т.д.), вследствие недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё формируется и развивается, не справляется с  предъявляемой нагрузкой.
Первые 7 лет жизни ребёнка называют периодом сенсомоторного развития. С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. Единственный способ познания окружающего мира для малыша - это перемещение своего тела в пространстве. 
Доказано, что основа двигательных автоматизмов ребёнка - это правильное ползание.  Не спешите учить ребёнка ходить! Он еще не освоил двухмерное пространство, не учится фиксировать взгляд, двигаться к цели, согласовывать свои движения, не умеет координировать правую и левую половину тела. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект - это и есть нейронные связи.  

Скорректировать психофизиологические нарушения помогают специальные комплексы упражнений - нейропсихологическая гимнастика. С её помощью можно развивать у детей способность к произвольному планированию своих действий, их регулировку и контроль. Они позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами. Приведём некоторые примеры:

Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)
  «Солдат и тряпичная кукла» Как только вы скажете слово «солдат» ребенок вытягивается в струнку и замирает. После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя ее, ребёнок должен максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д. Заканчивается игра на стадии расслабления.
Игры для развития внимания 
«Пожалуйста» Ребёнок выполняет действия, только тогда, когда услышит это «волшебное слово». Например, «Подними, пожалуйста, руки вверх!» - ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите «Хлопни три раза в ладоши!», то ребенок не должен выполнять это действие. 
«Язык на звук» - включение слухового внимания. Ребёнок лежит на спине. Инструкция: «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой)»
Игры для развития двигательных навыков 
«Качалка на спине» (в онтогенезе – научение держать голову)
ИП: сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, перекаты на «круглой» спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится рука взрослого), подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения им можно держать игрушку). Упражнение выполняется 5 – 10 раз. 
             «Качалка на животе»выстраивание вертикали

ИП: лежа на животе. Руки захватывают голеностоп. Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие. Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

Игра, развивающая навыки волевой регуляции (управления) 
«Молчу – шепчу – кричу» Когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий