четверг, 5 сентября 2024 г.

 

Консультация для родителей

«Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

 В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя.

Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, что от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям.

Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!

Игра «Найди нужное слово» Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?» Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Для усложнения данной игры можно предложить ребёнку при правильном ответе - меняться ролями.

Игра «Чего не стало?» На столе 4 предмета или игрушки, в названии которых есть закрепляемый звук. Ребёнок называет их. Потом он отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось.

Игра «Образуй родственные слова» Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные. Чулок - чулочек, чулочная (фабрика). Глоток - глоточек, глотать, проглотить, глотка. Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Игра «Посчитай-ка» Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра «Всезнайка» Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л]. Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать? Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Игра «Кто больше» Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например, изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один - много» "Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов". Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.

Игра «Чего много» "Скажи, чего много?". Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь - ...и др.

Игра «Знаешь ли ты?» Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком (например, со звуком [л]) из названной тематической группы. Например: продукты питания - сало, масло, колбаса, халва; транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед; овощи - свекла, баклажан и др.

 Назови ласково словечко" Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка -..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

 Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий