пятница, 17 мая 2024 г.

 

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Ребёнок получает колоссальный объем знаний о мире. Все эти знания ему необходимо воспринять, переработать, применить. Поэтому занимаясь с дошкольником, нужно не только учить его писать, читать и считать, но и развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). При подготовке ребенка к школе следует уделять особое внимание формированию произвольного внимания и усидчивости. 

Внимание – это психический процесс, суть которого заключается в избирательном восприятии определенной информации. В таком состоянии сознания ребенок сосредотачивается на каких-то значимых предметах, отбрасывая несущественное и ненужное. Это своеобразный фильтр, помогающий предотвратить перегрузку информацией и усвоить именно то, что требуется. 

У дошкольников преобладающим видом является непроизвольное внимание, то есть дети хорошо воспринимают новую информацию, но еще не умеют намеренно управлять своим вниманием.  Поэтому, одна из главных задач дошкольного возраста – развитие произвольного (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче усилием воли, переключаться с одного вида деятельности на другой необходима для успешного обучения в школе. 

Важную роль в развитии внимания у детей дошкольного возраста выполняет игра – как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость. 

Предлагаю некоторые игры для занятий с детьми.  

-- Запрещенное движение.  Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (прыжка или, например, хлопка).

-- Где что? Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например: «животные». После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и хлопать, когда услышит название животного.

 -- Нос-пол-потолок. Ведущий называет в разном порядке слова: «нос», «пол», «потолок» и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Дети повторяют движения.

Затем ведущий начинает путать детей: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т.д.). Дети должны не сбиться и показывать правильно. 

           -- Съедобное-несъедобное. Один участник произносит задуманное им слово и бросает мяч другому. Если слово означает съедобный предмет – мяч нужно поймать, если несъедобный – ловить нельзя.

       -- Повтори узор. При помощи счетных палочек взрослый выкладывает на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить. 

           -- Графический диктант. На листе в клеточку ребёнок должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее). 

          -- Виммельбухи. Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов. 

           -- Посмотри внимательно. Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).

Выбирая игры и упражнения для ребенка, ориентируйтесь на его возраст, интересы и индивидуальные особенности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий