пятница, 19 января 2024 г.

Лексическая тема  «Одежда. Обувь. Головные уборы»

I. Словарь
1. Уточнить названия предметов одежды, обуви; различать одежду для девочек и мальчиков; сезонную одежду; белье, верхнюю одежду, головные уборы.
2. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» (подобрать признаки к сущ.)
шуба (какая?) - теплая, пушистая, мягкая ...; платье (какое?) - ...; сандалии (какие?) - ....
3. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из детей, а выбранный ребенок называет, что это и кому принадлежит)
4. Дидактическая игра «Что лишнее?»
-- майка, носки, мяч, шорты
-- шуба, шапка, сарафан, свитер
-- куртка, комбинезон, кепка, пальто и т.п.

II. Грамматический строй речи и словообразование

1. Дидактическая игра «Один – много»
-- рубашка – рубашки, кофта, носок, тапочек, платок и т.д.
2. Дидактическая игра «Большой - маленький»
-- юбка – юбочка, брюки, свитер, куртка, шапка, шарф, трусы, носки и т.д.
3. Упражнение «Я надену..» (обр. форм В. падежа существительных)
-- Я надену рубашку (шорты, куртку, сапоги…)
4. Дидактическая игра «Подбери слова» (винительный падеж)
Что вяжут? — Шапку, варежки, ...
Что шьют? — Пальто, платье, ...
Что надевают? — Пальто, свитер, ...
Что обувают? — Сапоги, валенки, ...
Что завязывают? — Шнурки, платок, ...

III. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
(на каждое перечисление загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки для нашей Валентинки,
А вот эти валенки для малышки Галеньки.
«Гномики - прачки»
Жили – были в домике (Сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают поочередно все пальчики, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно все пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать: (Трут кулачками друг о друга)
Токи – рубашки, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.

IV. Физминутка «Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки, (выставляем носочки поочерёдно)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. (ходьба на месте)
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, (топают на месте)
В грязь не заходите, сапожки не рвите. (прыжки на месте)


V. Дыхательная гимнастика
Надеваем шляпу. Поднимаем руки, делаем глубокий вдох. Руки опускаем выдох. Выдох медленный, плавный.
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот).

VI. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

Упражнение для губ и щек

Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-

Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Упражнения для языка

Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий