среда, 12 октября 2022 г.

 

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР

         В настоящее время наиболее часто встречающийся речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том числе и фонематической системы, полноценное развитие которой служит основой для обучения чтению и письму. 

При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:
- какие звуки (фонемы) входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Отсутствие данных умений у дошкольника является предпосылкой для возникновения у него во время школьного обучения дисграфии -  нарушения письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Поэтому необходимо выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.
Работа по формированию фонематических процессов ведётся в следующей последовательности:

I этап. Формирование фонематического слуха (узнавание и различение на слух неречевых и речевых звуков).

II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (определение порядка звуков в слове; выделение отдельных звуков из состава слова; различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой - звонкий, твёрдый - мягкий); построение моделей (схем) слов).

Игры и упражнения для формирования фонематических процессов

 

·           «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук.

·           «Мячик поймал, звук назвал»  Взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч.

·           «Сигнальщики» Взрослый произносит слова, ребёнок показывает синий сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный сигнал, если звук мягкий.

·           «Подари картинки»  Ребёнку даётся задание раздать картинки,  в названии которых есть любимые звуки персонажей (Например: Лошадке со звуком «Л», Рыси со звуком «Р»).

·           «Отправь картинки в путешествие» Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний.

·           «Собери ромашку»  Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий