Профилактика дисграфии у
дошкольников с ОНР
Отсутствие данных умений у дошкольника является предпосылкой для возникновения у него во время школьного обучения дисграфии - нарушения письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
I этап. Формирование фонематического слуха (узнавание и
различение на слух неречевых и речевых звуков).
II
этап. Развитие навыков звукового анализа и
синтеза (определение порядка звуков в слове; выделение
отдельных звуков из состава слова; различение звуков по их качественным
характеристикам (гласный-согласный, глухой - звонкий, твёрдый - мягкий); построение
моделей (схем) слов).
Игры и упражнения для формирования
фонематических процессов
·
«Гласный звук услышат ушки,
мяч взлетает над макушкой» Взрослый произносит
звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит
гласный звук.
·
«Мячик поймал, звук назвал» Взрослый бросает мяч,
называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в
зависимости от задания) и вернуть мяч.
·
«Сигнальщики» Взрослый произносит слова, ребёнок
показывает синий сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный сигнал,
если звук мягкий.
·
«Подари картинки» Ребёнку даётся задание раздать картинки, в названии которых есть любимые звуки
персонажей (Например: Лошадке со звуком «Л», Рыси со звуком «Р»).
·
«Отправь картинки в
путешествие» Ребёнок располагает
картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове.
Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в
середине – во второй, в конце – в последний.
·
«Собери ромашку» Ребёнку необходимо
собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в
названии которых есть заданный звук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий