вторник, 8 сентября 2020 г.


Логопед спешит на помощь!
Консультация для родителей
                                                                          
«Дидактический синквейн»

Развитие речи детей – одна из важнейших задач образовательного процесса в детском саду.  Часто у детей возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение. Причиной этого может быть не только бедность словарного запаса, но и неумение своевременно и уместно  применять даже имеющиеся знания.
Педагогическая технология «Дидактический синквейн» служит для развития лексико-грамматической стороны речи, создает условия для активизации и актуализации знаний и собственного речевого высказывания каждого ребенка. «Синквейн» с французского языка переводится как «пять строк». Это специфическое «стихотворение» без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
!!! На начальном этапе обучения детей составлению синквейна используют дидактические игры и упражнения: 
1. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию»,  «Скажи, какой? какая? какое? какие?»,  «Подбери признаки»,  «Кто что делает?»  и др.).
2. Дидактические игры («Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.).
3. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).  !!!
                   Правила составления дидактического синквейна:  
* первая строчка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание  (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
* вторая строчка - два слова - прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства;
* третья строчка – три слова – глаголы, описывающие действия предмета, относящиеся к теме;
* четвертая строчка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение к теме;
* пятая строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обычно существительное.
Варианты применения технологии «синквейн»:
-  Составить синквейн по предметной картинке (сюжетной картине).
Например, для закрепления изученной лексической темы «Фрукты», составляем сиквейн:
1. Груша.        
2. Желтая, сочная.
3. Висит, зреет, пахнет.
4. Груша растет в саду.
5. Фрукт.                         
 -  Составить рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый  заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
-  Составить синквейн по прослушанному рассказу или  сказке.
1. Репка.
2. Большая-пребольшая, тяжелая.
3. Тянут, зовут, помогают.
4. Всем вместе не тяжело.
5. Сказка.                                                                                          
- Разгадать синквейн – загадку (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы - без первой строки. Необходимо определить о чем (ком) он.):
1.…….                                                           
2. Быстрый, удобный.
3. Летает, перевозит, садится.
4. Он похож на стрекозу.
5. Воздушный транспорт. (вертолёт)
Эффективность использования «Дидактического синквейна» заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова,  а также в развитии памяти, внимания, мышления. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий