вторник, 12 марта 2024 г.

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

 Словарь
 1. Познакомить с названиями перелетных птиц (грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Уточнить их строение (лапы, шея, голова, клюв, хвост и т.д.; чем покрыто тело птиц?), внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. 
Объяснить значение слов:
- стая (группа птиц, «семья»); - гнездо («дом», который птицы сами вьют-строят из веточек, а потом откладывают и высиживают яйца); - скворечник («дом» для птиц, который построили люди из досок); - трели (звонкое птичье пение); - вить гнездо (строить); - высиживать (сидеть на яйцах, согревая их теплом своего тела, чтобы вылупились птенцы). 
2. Дидактическое упражнение «У кого сколько?» 
-- Сколько у ласточки крыльев? У ласточки два крыла. (лапок, хвостов, голов, клювов, перьев, глаз, когтей) 
3. Упражнение «Скажи наоборот» 
Аист большой, а соловей .... Аист белый, а грач .... У аиста длинная шея, а у кукушки .... У соловья серая грудка, а у ласточки ... 
4. Игра «Четвертый лишний» 
- утка, скворец, воробей, журавль (воробей); 
- ворона, скворец, голубь, воробей (скворец); 
- ласточка, кукушка, соловей, синица (синица); 
- петух, индюк, курица, ворона (ворона). 

 Грамматический строй речи и словообразование

1. Игра «Один-много-много кого (чего)»            
-- грач - грачи - много грачей;  птица - птицы -  много птиц,  стриж,  аист,  жаворонок, гусь, скворец,  утка, лебедь, журавль…
-- гнездо - гнезда - много гнезд, яйцо, перо, клюв… 
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных 
-- птенец – птенчик,соловей - соловушка, скворец - скворушка; гнездо - гнездышко, лапы – лапки, шея – …, грудь - …,  крыло - …, хвост - …, перо - …, клюв -… 
3. «Сосчитай-ка, 1-2-5!» 
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек; грач, кукушка, утка, скворец... 
4. Упражнение «Назови детеныша»  
-- грач - грачонок - грачата, аист - аистенок - аистята, стриж, журавль, кукушка,    лебедь, скворец,    утка, гусь. 
5. Упражнение «Какой, какая?» 
- клин лебедей (какой? чей?)- лебединый,  караван журавлей - ... , стая уток - ... ,  стая грачей - ... , трель соловья - ... . 
6. Упражнение «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и мн. числе): 
-- птица улетает, а птицы ... (улетаЮТ) (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

 Координация речи с движением «Ласточка» 
(на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, затем на левой руке) 
Ласточка, ласточка, 
Милая касаточка, 
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.

«Птичек стайка» (при назывании птицы — загибать пальчики на руке)
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка:
Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей. 
Эта птичка - совушка, сонная головушка. 
Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель. 
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко. 
Эта - зяблик, это - стриж, это - развеселый чиж. 
Ну, а это - злой орлан.
Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки) (И. Токмакова)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий