среда, 6 декабря 2023 г.

 

Лексическая тема «Зимующие птицы»

 

1. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются.

2. Отгадать загадки

Хоть я не молоток - по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.  (дятел)

               Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

               Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

               Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

               И вдруг вспорхнули яблоки -  ведь это ... (снегири).

3. Дидактическое упражнение «Один – много»

Например: синица — синицы, воробей, ворона, снегирь, дятел, сова  и т.д.

4. Дидактическое упражнение «Назови ласково»

 Например: клюв – клювик, лапы - …, шея, хвост, крыло, перо

 5. Дидактическое упражнение «Один-много-нет»

Например: снегирь-снегири-(нет) снегирей, ворона-вороны-ворон, сорока, воробей, дятел, синица.

 6. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей
 Прилетело? Мы расскажем.
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
(пять сжимают и разжимают кулачки)
Всем хватило зернышек.

7. Дыхательная гимнастика

Ворона. Сесть прямо, быстро понять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «Кар»!
Сова. Вдох – поднимаем руки – «крылья». Выдох – опускаем руки, произносим «Ух!».

 8. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнение для губ и щек

Клюв. Вытягивание несомкнутых губ вперед, зубы сомкнуты.  
Птички греются, машут крыльями. Опустить нижнюю губу, поднять ее; Поднять верхнюю губу, опустить ее.

Упражнения для языка

Птенчики смотрят из гнезда. Чередование широкого и узкого языка.
Вкусное варенье. Облизывать верхнюю губу широким языком в направлении сверху вниз.
Птички и кормушка.  Широкий кончик зыка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы; Широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; Широкий кончик языка – за верхние зубы, то же – за нижние зубы.
Птички спрятались в гнезде.  Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
Воробышек прячется от вороны.  Быстрые движения узким языком вперед изо рта, затем обратно в рот; из стороны в сторону; вправо-влево по верхним альвеолам.
Дятел. Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд, тдд-тдд».

Я по дереву стучу, (ребёнок: тдд-тдд)

Червяка добыть хочу. (ребёнок: тдд-тдд)

Хоть и скрылся под корой, (ребёнок: тдд-тдд)

Все равно он будет мой. (ребёнок: тдд-тдд)

 

9. Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,

(прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири,

(прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Комментариев нет:

Отправить комментарий