ПЕДАГОГАМ О ВВЕДЕНИИ ФОП ДО
Актуализация федеральной образовательной
программы ДО
В 2013 году Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации был утверждён федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который
установил обязательные требования к образованию,
а также определил качественные и количественные критерии оценки качества образования. Его основная задача - создание
единого образовательного пространства по всей России.
Многие современные комплексные
программы дошкольного образования необходимо было привести в соответствие
с ФГОС. Достоинство принятого ФГОС в том, что каждый детский сад
вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать
на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений.
То есть, каждый детский сад мог взять одну или две программы,
в зависимости от потребностей, и переписывать их, исходя
из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной
среды.
Министерство просвещения предложило
унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования,
и на дошкольном в том числе. В связи с этим, согласно Федеральному
закону N 371-ФЗ от 24.09.2022 года «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»», была
создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы
дошкольного образования (ФОП ДО). Проект программы стал доступен для общественного
обсуждения 3 ноября 2022 года. 1 января 2023 года вступила в силу
новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая
вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в
детских садах.
Целью данной программы является
разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста с учетом его возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
ФОП ДО позволит объединить обучение
и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик
дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных
ценностей. В программе представлены списки десятков современных и классических
изобразительных, художественных, музыкальных произведений, с которыми
рекомендуется познакомить детей с рождения и до 7-8 лет.
ФОП ДО позволяет реализовать
основные функции дошкольного уровня образования, в том числе формирование основ
гражданской и культурной идентичности детей, их приобщение к традиционным
духовно-нравственным ценностям, воспитание ребенка как знающего и уважающего
историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Программа содержит планируемые
результаты освоения образовательной программы по пяти образовательным областям
для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, а также планируемые
образовательные результаты к концу освоения программы.
В дошкольном образовании ФОП ДО
заменит примерные образовательные программы (подппункт. а п. 3 ст. 1
Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
Детские сады будут разрабатывать свои основные образовательные программы в
соответствии с ФГОС ДО и Федеральной программой образования.
Ключевые особенности федеральной
образовательной программы ДО
Дошкольное детство
является самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные
личностные качества, а не периодом подготовки к школе. Дошкольное образование -
одно из важнейших условий реализации потенциала развития личности ребенка,
формирования ее идентичности, базовой культуры детей, их личностного роста и
социализации в условиях информационного общества.
Новый Закон «Об образовании в
Российской Федерации» определяет дошкольное образование как
новый уровень общего образования, и существенно повышает статус педагогов и
работников дошкольного образования.
На сегодняшний день
созданы предпосылки позитивных изменений в направлении государственно –
частного партнерства в области дошкольного образования, которые обеспечивают
развитие вариативных форм реализации дошкольного образования, конституционного права каждого гражданина на
получение бесплатного дошкольного образования, введение новых организационно -
экономических механизмов в развитие сферы дошкольного образования.
1 января 2023 года вступила в силу новая Федеральная
образовательная программа дошкольного
образования, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре
2022 года.
Федеральная
образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ,
позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольной ступени
образования:
1. Воспитание и
развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном
содержании, доступными средствами.
2. Создание единого
ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи,
большой и малой Родины.
3. Создание единого,
федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от
рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным
представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне
зависимости от места и региона проживания.
Федеральная
образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и
образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях
Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный и учебно-методическую документацию.
В структуру Федеральной программы включены:
• федеральная рабочая программа образования;
• федеральная рабочая программа воспитания;
• программа коррекционно-развивающей работы;
• примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
• федеральный календарный план воспитательной работы.
Содержательный раздел
Федеральной программы включает программы:
- федеральную рабочую программу
образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые
образовательные результаты по каждой из образовательных областей для каждой
возрастной группы детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- федеральную рабочую программу
воспитания;
- программу коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с
особыми образовательными потребностями.
Важно, и это прописано
в программе, от дошкольника, в силу возраста, нельзя требовать конкретных
образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной
программы - это лишь целевые ориентиры
возможных достижений ребенка к определенному возрасту. В программе они четко
прописаны - к одному году, к трем-четырем годам и т. д. Особо указано: ребенок
может продемонстрировать какие-то результаты на 1-2 месяца раньше или позже
"нормативов". И это - нормально.
В
программе указан и график занятий для дошкольников в детском саду. Так, для
всех возрастов начало занятий - не ранее 8 утра. Окончание - не позднее 17
часов вечера. Напомним, детские сады, если они не интернатного типа (с ночевкой),
работают, как правило, до 19 часов вечера.
Занятия
у детей разного возраста длятся по-разному. У малышей от 1,5 до 3 лет - не
более 10 минут, от 3 до 4 лет - не более 15 минут и т. д., до получаса - в 6-7
летнем возрасте. Перерыв между занятиями - не менее 10 минут. Гимнастика - не
менее 2 минут.
Предполагается, что программа будет использоваться как основа для
самостоятельной разработки и утверждения программ дошкольной образовательной
организацией. Обязательная
часть программ должна соответствовать федеральной и составлять не менее 60% от
общего объема, не более 40% выделяется на часть, формируемую самими
образовательными организациями. Вариативная часть программы позволит
реализовать выбранные с учетом мнения родителей направления развития.
Педагогическая диагностика
индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на
основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед
с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций. При
необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики
физического, коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического развития.
Ведущим методом педагогической диагностики является
наблюдение. Осуществляя
педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в
естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей
раннего и дошкольного возраста. Ориентирами
для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они
выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог может
установить соответствие общих планируемых результатов с результатами достижений
ребенка в каждой образовательной области.
По материалам образовательной
платформы «Университет педагогики. РФ.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий