Консультация для родителей
Звук [д]. Буква Д.
· Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок.
· Дидактическое упражнение «Поймай звук»:
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [д]. Сколько пальчиков загнули?
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
· Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»:
Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:
ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;
ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...
· Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...), дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).
· «Образуй по образцу» (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?
Дом - домок - домище; дуб - ...; дым - ...; друг - ...
· «Кто больше?» Вспомнить слова со звуком [д] (звук [д] стоит в начале слова, в середине слова).
· Знакомство с буквой Д.
Д - с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем. (В. Ковшиков) На что похожа буква Д?
Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.
· Звуко-слоговой анализ слов и составление схем слов: ДОМИК, ДУБОК. Предложение: У дома дубок.
Звук [д']. Буква Д.
· Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок.
· Дидактическое упражнение «Поймай звук»
Взрослый просит ребенка хлопнуть в ладошки, если тот услышит слово со звуком [д']: Дима, Вика, Маша, дело, деньги…
· Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»
Подобрать слова по первому слогу:
ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;
ДИ: -во, -ма, -на...
· Дифференциация звуков [д] — [д'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...
«Назови первый звук в именах детей»: Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
· Звуковой анализ слов: ДОМ, ДИМА (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах). Предложение: У Димы кубик.
· Игра «Составь имя»
Составить из слогов имена: НА - ДИ, МА - ДИ.
Тема: Звуки [д] – [т]
Дифференциация звуков [т] - [д]
Назвать первый звук в именах детей: Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.Сравнить артикуляцию звуков [т] и [д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [т] и [д], их обозначение.
Дидактическое упражнение «Поймай звук»:
Хлопни в ладошки, если услышишь звук [т]: т, д, д, т, т...; та, да, ду, ту, ты...; Таня, Даня, туфли, вода, молоток...Повторить за взрослым серию слогов:
та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.
«Что лишнее?» (назвать лишнее слово по наличию в словах звуков [т] и [д]):
туфли, дом, дорога, дуб;
топор, дрова, труба, ток.
Заменить звук [т] на звук [д] в словах
Какие слова получились? Придумать с ними предложения:
том - дом, точка - ..., тачка - ...
Звуковой анализ и сравнение слов
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
ТИМА - ДИМА, ТОМ - ДОМ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий