воскресенье, 16 февраля 2025 г.

 

Консультация для родителей  

Игры для овладения звуковым составом слова

Перед 5 – 7 летним  ребёнком встает достаточно сложная задача - освоение звукового анализа слова. Трудность заключается в том, что слова воспринимаются ребёнком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребёнку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на звуки.

Для выработки подобного умения мы используем на занятиях игры и упражнения, в которых особое внимание обращается на само слово.

«Длиннее-короче» Детям предлагают сравнить два слова «по длине». Особое внимание ребёнка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не предметы, которые они изображают. Начинать лучше с разных слов, отличающихся количеством слогов. «Какое слово длиннее – «дом» или  «карандаш»?» Дети делят слова на слоги, например, отхлопывая их.  «Дом» - хлопнули один раз, «ка-ран-даш» - три раза. Естественно, длиннее СЛОВО «карандаш».

Далее можно работать с «похожими» словами: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т.д. Не всегда слова отличаются количеством слогов, обращаем внимание детей на «лишние» звуки, которые появились в слове.

«Чудесный мешочек» На столе раскладывают несколько игрушек. Детей просят произнести их названия, при этом отчетливо выделяя первый звук (ммммашина).

Затем все игрушки помешают в мешочек. Дети по очереди  нащупывают по одной игрушке, называют её, определяя первый звук в слове-названии. Далее можно играть, называя первый и последний звуки в названии игрушки.

 «Назови слово» Ребёнка просят назвать как можно больше слов, которые:

- начинаются на заданный звук;
- заканчиваются на заданный звук;
- заданный звук есть в середине слова.

 «Доскажи словечко» Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать слова, которые начинаются с этого слога. Например: КИ – кипа, кипит, киса, кидать, Кира и т.д.

«Цепочка слов» Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.

 «Оживи алфавит» Взрослый называет буквы в алфавитном порядке. Дети  подбирают предметы, название которых начинается с заданной буквы: А – атлас, Б – бумага, В – ваза….

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий