вторник, 14 ноября 2023 г.

 Мнемотехника как способ развития связной речи детей дошкольного возраста

         Как часто мы слышим: «У моего ребенка в одно ухо влетело, в другое вылетело! Ничего не может запомнить!»  Дело в том, что у маленьких детей плохо развито произвольное внимание, т.е. специально направленное на запоминание чего либо.   В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые он лично видел или наблюдал. Ребенок не может запомнить то, чего он не "пережил". "Специальное" запоминание можно и нужно развивать  используя приемы мнемотехники. 
    Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. В детском саду в основном используется визуализация информации, т.е. "превращение" текста в ряд картинок.

Самый простой вид мнемотехники – это картинка.

взято с http://shkolabuduschego.ru/game-online/mnemotehnika-i-eyo-metodyi-dlya-detey-doshkolnogo.html

      Самый простой вид мнемотехники – это мнемоквадрат (картинка). Рисунок в квадрате обозначает либо слово (яблоко), либо словосочетание (красное яблоко), либо простое предложение (Это красное яблоко.).  

    Далее следует освоение  мнемодорожки – последовательности четырёх и более мнемоквадратов, некий алгоритм действия (схема) .  Например, последовательность, по которой детки собираются на улицу. Или составление однотипных предложений (Зима санки принесла . Зима  коньки принесла и т.д.)   
За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу.

взято с http://shkolabuduschego.ru/game-online/mnemotehnika-i-eyo-metodyi-dlya-detey-doshkolnogo.html

         И, наконец, самая сложная структура -  мнемотаблица - схема, которая несет    связанную по смыслу, развернутую информацию о событии (сказка, рассказ, стихотворение) или о чем-то определенном, например,  о животном, птице и т.д. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, буква, слово или схематический знак); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. То есть это своего рода конспекты в картинках. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.  
        На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, объясняя, что может означать тот или иной символ (картинка). По мере обучения дети начинают активно включаться в процесс создания схемы, придумывая (перекодируя) картинки к образам.
Например, мнемотаблица рассказа об осени.



Мнемотаблицы - схемы служат отличным материалом для формирования связной речи у детей, развития у них навыков коммуникации и общения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий