Логопед спешит на помощь!
Консультация для родителей
«Как мы изучаем звуки»
Проверяя домашние работы, я часто сталкиваюсь с ошибками при
выполнении заданий на подбор слов с заданным звуком, на определение лишнего
слова по наличию/отсутствию заданного звука и т.п. Родители часто путают
определения «звук» и «буква». Это РАЗНЫЕ понятия!
Например: слова «бусы» и «белка» начинаются с одной буквы –
Б, но с РАЗНЫХ звуков. В слове «бусы» - твердый звук [Б], а в слове «белка» - мягкий звук
[БЬ].
Исходный принцип
дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с
буквами должен предшествовать добуквенный, чисто
звуковой период обучения. Чем мы
сейчас и занимаемся.
Прежде всего, запомните правила:
! Звуки мы произносим и слышим!
! Буквы мы видим и
пишем! Подробнее об
этом читаем в консультации «Что такое буквы и звуки?» на главной странице
блога.
Фонетическое занятие проводится один раз в неделю. На
занятиях мы: знакомимся со звуками, учимся давать им характеристику; выделяем
заданный звук из ряда других звуков, из ряда слогов и слов; выбираем картинки,
в названии которых есть заданный звук; подбираем слова на заданный звук (первый
в слове) или с заданным звуком (в любом месте слова); учимся определять место
звука в слове; составляем слоги и слова с заданным звуком (используя цветные
фишки) и т.п. Домашнее задание содержит примерно те же упражнения, которые
выполнялись на занятии.
Примерное занятие по изучению звука
1. Дыхательная
гимнастика
2. Пальчиковая
гимнастика
3. Проверочное задание
Например: Сядет тот, кто назовет гласный звук в слове: бык,
бок, бук и т.д. (гласные звуки выделяем
голосом, протягиваем: быыыык)
4. Сообщение темы
Например: Игра
«Четвертый лишний». Исключите лишнее слово: Волк, лиса, медведь, бабочка. Почему
бабочка? Проговорите это слово, послушайте внимательно и назовите первый звук в
этом слове.
5. Характеристика звука
- Возьмите зеркала. Произнесите звук [Б]
(произносим четко, отрывисто, без призвуков). Что заметили? (при
произношении звука соединяются губы)
- Какой это звук: гласный или согласный?
(согласный, потому что воздух, который выходит изо рта, встречает препятствие –
губы) Выставляется символ: человечек со сжатыми губами (звук не поется, что-то
мешает петь).
- Твердый это звук или мягкий? В какой домик
поселим? (в синий) Выставляется символ: синий домик.
- Глухой или звонкий? Горлышко дрожит
или «спит»? (звонкий, так как
горлышко дрожит) Выставляется символ:
колокольчик.
6. Развитие фонематического
слуха
Например: Игра «Ловишки». Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Б]: б, д, к, т, б,б, п; бы, ка, пу, ба, бо; бочка, боб, дымок, бананы,
Катя.
-
Деление слов на слоги (хлопками, топаем).
7. Упражнение в звуковом
анализе
-
Звуковой анализ слов бак, бобы (определяем последовательность звуков в слове)
-
Определение места звука [Б] в этих словах (начало, середина, конец - используем звуковые линейки)
- Выкладывание слов с использованием фишек (красные - гласные, синие - твердые, зелёные - мягкие согласные)
- Выкладывание слов с использованием фишек (красные - гласные, синие - твердые, зелёные - мягкие согласные)
8. Закрепление звука в словах
Например: Игра
«Магазин». Берем 6-10 картинок. «Покупаем» только те, в названии которых есть
звук [Б].
9. Закрепление звука в предложениях
Составление
предложений с подобранными словами.
10. Рефлексия
С
каким звуком познакомились? Какой он? Что понравилось на занятии? Что оказалось
трудным?
Уважаемые
родители! Занимаясь с детьми дома, будьте очень внимательными. Ведь от того,
насколько успешно дети усвоят звуковой состав речи, зависит и успешность их
обучения чтению и письму!
Комментариев нет:
Отправить комментарий