воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Логопед спешит на помощь!
Консультация для родителей

Подготовка и обучение грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- формирование звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
- формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Этапы работы по обучению грамоте:
- Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук".
- I этап. Знакомство с гласными звуками. Гласные звуки можно петь и тянуть. Произносятся с участием голоса. При произнесении гласных воздух во рту не встречает препятствий. Обозначаются фишками красного цвета.
- II этап. Знакомство с согласными звуками. При произнесении согласных во рту встречаются те или иные препятствия (язык становится «горкой», язычок ударяется о верхние зубки и т.д.). Согласные могут быть твердыми и мягкими (обозначаем их синими и зелеными фишками), глухими и звонкими (символы – «наушники» и «колокольчики»).  Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
На этом этапе ведётся работа по формированию навыков звукового анализа:
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность:
1. выделение звука из слова – определение наличия заданного звука в слове, интонационное выделение заданного звука, подбор слов на заданный звук и т.п.; вводим материальную опору – фишки;
2. определение первого звука в слове;  вводим материальную опору – фишки, звуковые линейки;
3.  определение последнего звука в слове;
4. установление места звука (начало, середина, конец слова);
5. полный звуковой анализ.
Алгоритм полного звукового анализа слов:
1. Произнести слово и послушать себя.
2. Выделить звуки в слове (действие -  интонирование).
3. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком (фишкой определенного цвета). Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение] или колокольчиком.
4. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
5. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.
6. Выделить ударный слог, произнести его.
- Знакомство с буквами. Буквы – это символы звуков. В детском саду букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Комментариев нет:

Отправить комментарий