Логопед спешит на помощь!
Консультация для родителей
Подготовка и обучение грамоте в
детском саду
Обучение
грамоте в детском саду - это целенаправленный,
систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Процесс
обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
-
формирование звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен
владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп
свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
-
формирование фонематических процессов, т.е. умение
слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
-
формирование навыков звукобуквенного
анализа и синтеза.
Этапы работы по обучению грамоте:
- Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие
"звук".
- I этап. Знакомство с
гласными звуками. Гласные звуки
можно петь и тянуть. Произносятся с участием голоса. При произнесении гласных воздух во рту не встречает препятствий. Обозначаются
фишками красного цвета.
- II этап. Знакомство с согласными звуками. При произнесении
согласных во рту встречаются те или иные препятствия (язык становится «горкой»,
язычок ударяется о верхние зубки и т.д.). Согласные могут быть твердыми и
мягкими (обозначаем их синими и зелеными фишками), глухими и звонкими (символы – «наушники»
и «колокольчики»). Дети усваивают, что звук можно услышать,
артикуляцию увидеть, и почувствовать.
На
этом этапе ведётся работа по формированию
навыков звукового анализа:
При
обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность:
1.
выделение звука из слова – определение наличия заданного звука в слове,
интонационное выделение заданного звука, подбор слов на заданный звук и т.п.; вводим материальную опору – фишки;
2.
определение первого звука в слове; вводим материальную опору – фишки,
звуковые линейки;
3. определение последнего звука в слове;
4.
установление места звука (начало, середина, конец слова);
5.
полный звуковой анализ.
Алгоритм
полного звукового анализа слов:
1.
Произнести слово и послушать себя.
2.
Выделить звуки в слове (действие - интонирование).
3.
Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным
значком (фишкой определенного цвета). Если звук
согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. Если
звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук
значком [ударение] или колокольчиком.
4.
Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
5.
Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.
6.
Выделить ударный слог, произнести его.
- Знакомство с буквами. Буквы – это символы звуков. В детском саду букву называем как звук:
«ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать
слоги.
Знакомим детей с правилом: «Звуки мы
произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Комментариев нет:
Отправить комментарий