понедельник, 20 января 2020 г.

 Логопед спешит на помощь!
Консультация для родителей
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
     Исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
     У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют незаконченность процессов формирования артикулирования, восприятия и произношения звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, недостаточность фонематических процессов.  Понимая значение слова, дети не удерживают в памяти его фонетический образ. Следствие – искажение звуко- и слогонаполняемости в разных вариантах (нарушение слоговой структуры слова).
       Нарушение слоговой структуры, когда ребенок, произнося слово, не соблюдает количество, последовательность составляющих его элементов, искажает их или вообще выпускает, приводит его к невозможности переключения внимания от семантики (значения) слова к его звуковому составу, т.е. препятствует овладению звуковым анализом и синтезом, следовательно, мешает обучению грамоте.
      В процессе обучения детей с  нарушениями речи часто отмечается такой факт, что, даже имея навыки произнесения звуков, дети в определенных условиях не могут реализовать их, а потому овладение звуко-слоговой структурой слова представляет для них значительную трудность.
       Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются следующие нарушения звуко-слоговой структуры слова: 
-   застревания на первом слоге в слове («неневик» - снеговик); 
-   уподобление одного слога другому («астобус» - автобус);
-   добавление лишних звуков («лимонт» - лимон); 
-   усечение слогов («мисанел» - милиционер);
-   перестановка слогов; 
 -   добавление слогов или слогообразующей гласной («тырава» - трава).
      Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет также степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные.
Фонематические процессы:
- фонематический слух  - способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова; 
- фонематическое восприятие -   умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчёт количества звуков в слове; 
- фонематические представления - сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. 
      Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), или фонематический слух, формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. На самом раннем этапе развития речи ребенок воспринимает слова как единый, нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства. Последующий этап характеризуется постепенным развитием способности различать фонемы, входящие в состав слов, т.е. развитием фонематического восприятия. От степени развитости фонематического восприятия зависит формирование правильного произношения. 

Этапы развития фонематического восприятия:

 1. Развитие неречевого слуха - способности узнавать и различать неречевые звуки; развитие  слухового внимание и слуховой памяти.
Игры:
-- «Что звучало?» Показываем ребёнку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Воспроизводим  звуки, а ребёнок говорит, что звучало.
Другой вариант: Предлагаем ребенку закрыть глаза и послушать звуки в окружающем. Ребенок называет что услышал.
-- «Где звучало?» Ребёнок сидит с закрытыми глазами, вы звоните колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук.
-- «Хлопни как я!» Отстукиваете (отхлопываете) различные ритмы (I II III, II I II и т.д.), а ребёнок повторяет.
2.  Развитие речевого слуха - способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; способности различать слова, близкие по звуковому составу.
Игры:
-- «Взрослый или детёныш?» Ребенку даются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Вы произносите звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Ребенок должен, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.
-- «Красный - зелёный» Вы показываете предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «банан», а затем чётко произносите звукосочетания: «банан, баман, паман, банан, ваван, панам». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.
3. Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов - умения определять количество слогов в словах разной сложности; выделять первый и последний звук в слове; определять место, количество, последовательность звуков в слове. В этот период закрепляются  фонематические представления. 
Игры:
-- «Отбей слово мячом», «Отхлопай слово»
-- «Рыбалка» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию  нужно выделить из слова последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.
-- «В каком вагоне едет звук?» Вы показываете поезд с тремя вагончиками, показываете предметную картинку и просите показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?
-- «Фишки» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.
-- «Стаканчики» На 2 стаканчика наклеиваются картинки: на один – белка (мягкий согласный звук [БЬ]), на другой – божья коровка (твердый согласный звук [Б]).  Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) по стаканчикам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий