Как научить ребенка отгадывать загадки
Загадка представляет собой замысловатое описание,
которое надо расшифровать. Это краткое описание предмета или явления, часто в
поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого)
или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Умение отдывать загадки – один из мощнейших способов
развития мышления ребенка.
Как же учить детей отгадывать загадки?
1. Прежде всего нужно научить ребенка выделять
указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки
между собой. Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен
научиться выделять все признаки, названные в загадке.
2. С раннего детства нужно учить малыша внимательно
рассматривать окружающие предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без
этого не обойтись, т.к. загадки основаны на описании конкретных признаков
предметов и явлений.
3. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда
отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки
поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей или на картинке.
4. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети
начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег –
словно белая скатерть, и т.д. Чем чаще Вы будете использовать в речи подобные
выражения, тем легче будет ребенку отгадывать загадки, т.к. они построены не
только на описании признаков, но и на сравнении.
5. Для старших дошкольников подходят загадки, которые
содержат характеристику самых существенных признаков, загадки, построенные на
отрицании («Не лает, не кусает, а в дом не пускает») и загадки, включающие
сравнения («За бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать
не могут»)
Важно, чтобы ребенок не только находил правильную
отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте
вопросы «Почему?», «Как ты догадался?». Если же отгадка не найдена – вернитесь
к тексту загадки, прочтите ее еще раз и порассуждайте, все ли описываемые
признаки подходят к предполагаемой отгадке.
Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте
отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок
просит об этом. Не забывайте, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в
том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного
умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он
привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
Прочтите еще раз и попросите ребенка назвать, что
именно нужно искать. Рассмотрим для примера следующую загадку:
На четырех ногах стою
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
(кровать)
Читаем первую строчку (один признак) загадки: На
четырех ногах стою… Предлагаем ребенку подумать, кто или что может стоять
на четырех ногах. Дети называют животных: лошадь, медведь…и предметы: стол,
стул…
Продолжаем чтение загадки: Ходить же вовсе не могу… Какой вывод
можно сделать? (что это неодушевленные предметы). Дети вспоминают предметы,
обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, шкаф, диван, кровать и
т.д.
Затем заканчиваем чтение загадки: На
мне ты любишь отдыхать, Когда устанешь ты гулять… И дети сразу
же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул. Каждый из этих предметов
является отгадкой.
Вот несколько советов, которые помогут сделать
отгадывание загадок интересным семейным занятием:
· Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением
и доказательством, ставьте перед ребенком конкретную задачу: не просто
отгадать, а доказать, что ответ верный.
· Для детей младшего дошкольного возраста предложите в
качестве зрительной опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и
иллюстрацию. Дети постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите
загадку несколько раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку
выделить загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как
построена загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.
· Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему
наводящими вопросами построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки
лишают ребенка возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок
привыкнет к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.
· Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку
знакомы.
· Развивайте любознательность ребенка с помощью
загадки. Например, перед прогулкой загадайте такую загадку: Зелена,
а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а без волос. А во время прогулки
направляйте внимание ребенка, рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с
бытовыми предметами, явлениями природы.
Отгадывание загадок с последующим доказательством их
правильности оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к
рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к
анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий