воскресенье, 21 сентября 2025 г.

 Как научить ребенка отгадывать загадки

Загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать. Это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Умение отдывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления ребенка.

Как же учить детей отгадывать загадки?

1. Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке.

2. С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без этого не обойтись, т.к. загадки основаны на описании конкретных признаков предметов и явлений.
3. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей или на картинке.
4. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, и т.д. Чем чаще Вы будете использовать в речи подобные выражения, тем легче будет ребенку отгадывать загадки, т.к. они построены не только на описании признаков, но и на сравнении.
5. Для старших дошкольников подходят загадки, которые содержат характеристику самых существенных признаков, загадки, построенные на отрицании («Не лает, не кусает, а в дом не пускает») и загадки, включающие сравнения («За бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать не могут»)

Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте вопросы «Почему?», «Как ты догадался?». Если же отгадка не найдена – вернитесь к тексту загадки, прочтите ее еще раз и порассуждайте, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.

Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом. Не забывайте, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
Прочтите еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать. Рассмотрим для примера следующую загадку:
На четырех ногах стою
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять. (кровать)
Читаем первую строчку (один признак) загадки: На четырех ногах стою… Предлагаем ребенку подумать, кто или что может стоять на четырех ногах. Дети называют животных: лошадь, медведь…и предметы: стол, стул…
Продолжаем чтение загадки: Ходить же вовсе не могу… Какой вывод можно сделать? (что это неодушевленные предметы). Дети вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, шкаф, диван, кровать и т.д.
Затем заканчиваем чтение загадки: На мне ты любишь отдыхать, Когда устанешь ты гулять… И дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул. Каждый из этих предметов является отгадкой.
Вот несколько советов, которые помогут сделать отгадывание загадок интересным семейным занятием:
· Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением и доказательством, ставьте перед ребенком конкретную задачу: не просто отгадать, а доказать, что ответ верный.
· Для детей младшего дошкольного возраста предложите в качестве зрительной опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и иллюстрацию. Дети постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите загадку несколько раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку выделить загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как построена загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.
· Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки лишают ребенка возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок привыкнет к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.
· Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку знакомы.
· Развивайте любознательность ребенка с помощью загадки. Например, перед прогулкой загадайте такую загадку: Зелена, а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а без волос. А во время прогулки направляйте внимание ребенка, рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с бытовыми предметами, явлениями природы.

Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий